Главная »  Новости »  Нецелевое использование бюджетных средств на выполнение госзадания

[Версия для печати]

Актуальные вопросы внутреннего государственного финансового контроля (судебная практика)

Нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, бюджетными учреждениями

Одним из серьезных нарушений в сфере бюджетных правоотношений является нецелевое использование бюджетных средств.

Долгое время препятствием к квалификации нарушений в бюджетных учреждениях - нецелевое использование бюджетных средств, являлась позиция, что бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, следовательно, к ним не применима данная квалификация нарушения.

     С 2015 года решениями арбитражных судов по результатам рассмотрения дел стала формироваться судебная практика, согласно которой бюджетные средства, полученные бюджетными учреждениями на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, не теряют свое назначение в момент поступления и являются бюджетными средствами и в момент их использования. При этом, арбитрами применялись понятия, установленные статьей 38 и 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

          Прецедент создан

       Главное контрольное управление Челябинской области в 2018 году при проверке бюджетного учреждения в сфере образования установило факты оплаты за счет бюджетных средств коммунальных услуг за граждан, проживающих в общежитии учреждения вместе со студентами, и по результатам проверки выставило представление с требованием вернуть сумму нецелевого использования бюджетных средств в размере 740,63 тыс. рублей.

Не согласившись с установленным нарушением, учреждение направило заявление в Арбитражный суд Челябинской области на признание представления недействительным.

Более полутора лет шло судебное разбирательство, которое закончилось в пользу контролеров (Дело № А76-28712/2018 от 11.03.2020 г.). Судом принята во внимание следующее.

Согласно статьям 69.1, 69.2, 78.1 БК РФ, статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», нормативным правовым актом Челябинской области, регулирующим порядок формирования государственного задания и предоставления субсидий на его выполнение, заключенному соглашению с учредителем бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с государственным заданием, сформированным учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидии, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание учреждением государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества.

Проверкой установлено, что государственное задание выдано на оказание услуги по организации деятельности общежития для проживания студентов, обучающихся на бюджетной основе, детям-сиротам.

Прим. Студенты, обучающиеся на бюджетной основе, оплачивают коммунальные услуги частично в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 г. № 1190, принятого в соответствии с частью 5 статьи 39 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Возмещение за потребленные коммунальные услуги, проживающими в общежитии студентами (частично) и гражданами, является приносящей доход деятельностью учреждения.

Следовательно, бюджетные средства не могут использоваться на оплату расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг, потребленных студентами (частично) и гражданами, проживающими в общежитии.

Большое значение имела позиция учредителя, которую отразили в акте проверки, что при расчете нормативных затрат на оказание государственной услуги учтены только суммы коммунальных платежей, начисляемых студентам по нормам, утвержденным тарифным органом, и стоимость коммунальных услуг, потребленных гражданами, в сумму субсидии не входила.

Позиция учреждения, что они не являются участниками бюджетного процесса, а, следовательно, к ним не может применятся понятие «нецелевое использование бюджетных средств» судом отклонена. Также отклонена позиция, что учреждение имеет право оплачивать все коммунальные платежи по общежитию за счет средств субсидии, а полученные доходы по оплате коммунальных услуг студентами и гражданами, направлять на расходы по приносящей доход деятельности.

При проверке другого бюджетного учреждения установлен аналогичный факт нецелевого использования бюджетных средств, только с разницей, что оплачены коммунальные платежи за арендаторов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Арбитражным судом Челябинской области по указанному нарушению принято решение в пользу контролеров, апелляционным и кассационным судами решение первой инстанции оставлено в силе (Дело № А76-1888/2019 от 18.07.2019 г.).

Данная практика судебных разбирательств позволила Главному контрольному управлению Челябинской области изменить подход к квалификации нарушений, допускаемых бюджетными и автономными учреждениями.

    Надеемся, что наш опыт поможет органам государственного финансового контроля в установлении финансовых нарушений, а также позволит изменить отношение бюджетных и автономных учреждений к использованию бюджетных средств. Данная статья опубликована в журнале "Финконтроль" № 03/2020.

 


Дата публикации: 16 сентября, 2020 [13:59]
Дата изменения: 16 сентября, 2020 [14:20]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Яндекс.Метрика