Главная »  Новости »  Исполняющий обязанности начальника Главного контрольного управления Челябинской области Агеев Д.В. принял участие 3 - 5 апреля 2019 года в «Юбилейном XV Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ - ЗА честные закупки» в городе Москве

[Версия для печати]

На площадке «Юбилейного XV Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ - ЗА честные закупки» были представлены самые эффективные решения в области цифровой экономики, применяемые в регионах Российской Федерации как первоочередные меры по исполнению «майских» Указов Президента Российской Федерации В.В. Путина.

В ходе деловой программы мероприятия обсуждались наиболее актуальные вопросы развития контрактной системы.

Впервые на вопросы заказчиков, поставщиков, уполномоченных органов, общественности ответили представители «большой тройки»: Министерства финансов Российской Федерации (заместитель Министра Алексей Лавров); ФАС России (заместитель Руководителя Михаил Евраев); Федерального казначейства (заместитель Руководителя Анна Катамадзе).

Важнейшей темой стало ускорение закупочного процесса через цифровизацию и укорочение отдельных этапов.

 

Основные тезисы «Юбилейном XV Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ - ЗА честные закупки»:

  1. Федеральное казначейство и Федеральная антимонопольная служба считают перспективным развитие агрегаторов торговли вместо автоматизации традиционных закупочных процедур в госзакупках, следует из выступлений представителей ведомств в ходе форума.

«Считаем перспективным переход на принцип биржевой торговли, - сказала заместитель главы Федерального казначейства Анна Катамадзе. - Нет смысла идти по пути автоматизации процедур - основным направлением для закупок является движение в сторону так называемых покупок с полки с использованием агрегаторов торговли».

При этом А. Катамадзе отметила, что многие закупочные процедуры, используемые в госзакупках, устарели - сейчас фактически применяется только аукцион, конкурс и короткий аукцион. «Последний, по нашей оценке, будет превалировать», - сказала она.

По словам А. Катамадзе, переход на принципы биржевой торговли, интеграции с агрегаторами торговли, интернет-магазинами даст госзаказчикам базу релевантных цен.

«Полагаем, что агрегаторы торговли получат большое развитие, что позволит сделать закупки более быстрыми, - отметил в свою очередь заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев. - Необходимо снять нормативные ограничения для их работы».

При этом М. Евраев указал на необходимость параллельно с развитием направления агрегаторов торговли вводить более жесткую экспертизу для средних и крупных закупок. Он подчеркнул, что ФАС видит дальнейшее развитие системы госзакупок в работе нескольких агрегаторов торговли.

А. Катамадзе также указала на то, что Единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка» (был создан в прошлом году для проведения малых закупок, его использование является обязательным для федеральных органов власти и их подведомственных организаций) - это только пилотный проект, проверка на практике идеи о «закупках с полки».

Как сообщалось, ранее Казначейство уже озвучивало планы по реализации в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок функционал, обеспечивающий проведение процедуры закупок из Каталога товаров, работ, услуг.

«Готовим предложения, будем говорить с коллегами из Минфина о возможности проведения с помощью Каталога коротких закупочных сессий - процедуры закупки из Каталога, - говорила А. Катамадзе. - Такая процедура позволит в тех случаях, когда это возможно, уйти от длительных и затратных для участников закупочных процедур».

Для решения этой задачи Казначейство планирует реализовать интеграцию Каталога с электронными магазинами, агрегаторами торговли. «Тогда в Каталоге будет не только описание товаров, работ, услуг, но и конкретные товары с конкретными ценами и предложениями поставщиков», - отметила А. Катамадзе.

По словам заместителя руководителя Казначейства, ведомство готовит также предложения, в случае реализации которых Каталог станет инструментом нормирования, анализа цен и взаимодействия с крупными игроками b2c-рынка, имеющими широкую номенклатуру товаров, склады и развитую систему доставки товаров. По мнению А. Катамадзе, все эти возможности, наработанные в этой индустрии, имеет смысл использовать в госзаказе.

В настоящее время подобные схемы реализованы рядом электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных Правительством Российской Федерации для проведения госзакупок, в своих электронных магазинах, предназначенных для осуществления закупок малого объема (до 100 тыс. рублей и до 400 тыс. рублей). В таких магазинах используются либо действующие классификаторы товаров, работ, услуг, либо создаются собственные каталоги.

Так, недавно «Портал поставщиков Москвы» (аналог электронного магазина, созданный департаментом Москвы по конкурентной политике) запустил в промышленную эксплуатацию свой собственный Каталог стандартных товарных единиц. В настоящее время в этом каталоге более 100 тыс. позиций (в Каталоге ЕИС - около 70 тыс. позиций, преимущественно лекарственные препараты и медизделия).

Также свой каталог товаров, работ, услуг формирует Единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка», использование которого, по решению Правительства Российской Федерации, стало обязательным для федеральных госзаказчиков при проведении закупок малого объема.

 

  1. Казначейство планирует автоматизировать процесс определения цен в госзакупках.

Федеральное казначейство планирует автоматизировать процесс определения начальной (максимальной) цены контракта в госзакупках, заявила глава управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства Елена Беликова в ходе форума.

«Сейчас есть проблема с определением НМЦК в госзакупках - нет четких и обязательных правил формирования и обоснования цены, - сказала Е. Беликова. - В этом году планируем решить эту задачу за счет введения четких и обязательных правил по определению НМЦК, исключения избыточных требований к обоснованию этих цен».

По словам Е. Беликовой, при решении этой задачи Казначейство планирует провести агрегацию в структурированном виде цен на товары, работы, услуги из фактических сделок, зарегистрированных в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Также планируется реализовать в ЕИС механизм запроса коммерческих предложений - то есть госзаказчики смогут запрашивать коммерческие предложения (и получать ответ по таким запросам) только через ЕИС.

По словам Е. Беликовой, выполнение этих задач позволит дозаполнить Каталог товаров, работ, услуг ценовой информации. «Все это позволит автоматизировано определять НМЦК, - сказала Е. Беликова. - Это не быстрое решение, которое требует накопления большого массива данных, формирование самого такого решения».

  1. Казначейство запустило в промэксплуатацию мобильное приложение для госзакупок.

Федеральное казначейство представило в ходе форума и запустило в промышленную эксплуатацию мобильное приложение для участников госзакупок.

«Поскольку мы аккумулируем всю информацию о поставщиках, то решили развивать сервисы для поставщиков, с которыми Казначейство прежде напрямую не работало, - сказала заместитель Федерального казначейства Анна Катамадзе. - Одним из них стало мобильное приложение для поставщиков».

По ее словам, приложение ориентировано на поиск закупок, анализ данных по ряду вопросов. Например, по поиску и определению потенциальных заказчиков и потенциальных конкурентов.

В настоящее время приложение работает только на мобильных устройствах Apple. Версия для смартфонов на Android, по утверждению А. Катамадзе, будет выпущена в ближайшее время.

А. Катамадзе отметила также, что в среднесрочной перспективе Казначейство планирует реализовать в этом приложении весь функционал Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок. В том числе, юридически значимый документооборот и управление инцидентами в режиме реального времени.

«Мы ограничены инструкциями, правилами, требованиями по информационной безопасности, - отмечала А. Катамадзе. - Но гаджеты уже заняли место устройств, которые всегда с собой. Поэтому движение к мобилизации закупочной деятельности будет, чтобы поставщик мог в любом месте посмотреть доступные торги, подписаться на интересные, а в перспективе - и полностью провести закупку с мобильного устройства».

 

  1. Минфин упрощает и цифровизирует госзакупки.

Система госзакупок будет упрощена в два этапа, которые включают в себя упразднение ненужных процедур, полную цифровизацию учёта всех этапов исполнения контракта и расчета цен, а также упрощение планирования.

Сначала предполагается реализовать наиболее простые меры — по словам заместителя главы Минфина Алексея Лаврова, среди них — упрощение закупочных процедур в сфере строительства. Этот законопроект Минфина будет рассмотрен на заседании Правительства, разногласий по нему нет, рассказал А. Лавров.

«Основная цель законопроекта — снижение сроков контрактации»,— отметил А. Лавров, но при доработке министерство включило в проект и ряд упрощений для госзакупок в целом.

К числу нововведений А. Лавров отнес, в частности, повышение порога стоимости для коротких аукционов — до 50 млн. рублей с 3 млн. рублей в настоящее время в общем случае и до 500 млн. рублей для сферы строительства.

По действующему законодательству в ходе короткого аукциона срок публикации извещения составляет 7 дней вместо 15 дней в стандартных аукционах.

Другая норма, по словам А. Лаврова, затрагивает вопросы планирования закупок. Здесь министерство предложило сократить до одного дня время паузы после изменения плана-графика с 10 дней в настоящее время. «Заказчик не всегда может правильно все спланировать и вынужден вносить изменения в план-график, а потом впустую ждать 10 дней», — отметил А. Лавров.

Помимо этого, новые поправки законопроекта позволяют заказчикам при нарушении сроков исполнения строительных контрактов по вине подрядчика однократно продлить срок действия таких контрактов по соглашению сторон. В случае же одностороннего расторжения контракта госзаказчик сможет заключить новый контракт со вторым участником закупки — без повторного проведения закупочной процедуры.

Еще одно нововведение законопроекта оговаривает возможность изменения существенных условий контрактов (стоимость, сроки исполнения), заключенных с единственным поставщиком.

Кроме того, законопроектом предусмотрено, что в тех случаях, когда определить объем необходимых товаров, работ, услуг на момент закупки невозможно, заказчик вправе осуществлять соответствующие закупки из расчета за единицу товара, работы, услуги.

Как сообщалось, изначально законопроект предусматривал упрощение процедуры электронного аукциона в сфере строительства. Речь идет об аукционах, в которых описание объекта закупки включает в себя проектную документацию. Поправка Минфина предусматривает, что первая часть заявки на участие в таком аукционе должна будет содержать только согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных закупочной документацией.

В настоящее время участники таких закупок должны в соответствующей заявке прописывать свои предложения по строительству того или иного объекта в соответствии с проектной документацией.

 

После завершения пленарного заседания XV Всероссийского Форума–выставки «ГОСЗАКАЗ» редакция сетевого журнала «Цифровые Закупки» подготовила цитаты спикеров.

 

Ефимов Владимир, Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы

«Мы понимаем, что если нет понятной и прозрачной процедуры размещения заказов, мы не сможем улучшить свои показатели и выйти на «новый уровень» реализации работ.»

«Мы увеличили на четверть размещение заказов на портале. В текущем году эта цифра возможно увеличится вдвое. 30 регионов по всей стране пользуются этим функционалом.»

 

Чупраков Александр, Правительство Московской области

 «Мы ушли от бумаги, и каждый документ, государственные и муниципальные контракты, мы ведём в цифре. Прошу заметить, что 90% всех заказов — муниципальные.»

«Каждый из заказчиков и исполнителей работает в электронной системе, обладая всеми правами. Сейчас уже никого не удивить электронно–цифровой подписью.»

«Цифровизация позволяет повысить дисциплину исполнения госзаказов. Не все соблюдают свои обязательства, но благодаря электронной системе эти «проступки» проще контролировать.»

 

Лавров Алексей, Министерство финансов Российской Федерации

 «Мы хотим сократить время паузы после изменения плана-графика с 10 дней до одного дня, увеличить порог короткого аукциона, а также найти решение для минимизации рисков.»

«Внесение изменений в контракты строительства – это нужное дело, мы работаем над этим. Продление контракта — это тоже болевая точка, но лучше заплатить пени, чем закрывать проект. Эти процедуры находятся в разработке, но скоро вступят в силу.»

«Продолжается работа над следующим законопроектом, где будут включены более обширные «сюжеты». Изменить подходы к нормированию, автоматизировать процессы закупок, сделать банки субъектами контроля и ещё целый ряд инноваций – почва для работы не только на форуме, но и в целом.»

 

Рохмистров Максим, Аудитор Счётной палаты Российской Федерации

«Бизнес не хочет идти в государственные закупки. Отсюда и картели, недобросовестные схемы и так далее. Нам нужно создать благоприятный и дружелюбный интерфейс для добросовестных поставщиков, работать в содружестве с бизнесом.»

«Все говорят, был хороший 94 закон, жить было легче. Мы всё изучили, но неконкурентных закупок с этим законом было более 70%. Разве это хорошо? Задумайтесь.»

«Все инновации, которые мы принимаем, на самом деле увеличивают систему издержек для поставщиков. Изменить эту ситуацию – задача №1.»

 

Чупраков Александр, Правительство Московской области

 «На наших стендах есть вся необходимая информация, мы будем рады поделиться своим опытом. Улучшение работы наших коллег в наших же интересах.»

 

Евраев Михаил, ФАС России

 «Неважно, куда приходят предприниматели, важно, чтобы они знали, какое решение примет по их запросу Федеральная антимонопольная служба. Мы работаем над единым центром, который будет решать все эти вопросы.»

«У нас много совместных планов с нашими предпринимателями и заказчиками. Мы бы хотели, чтобы наши заказчики получали товар не за 30-60-90 дней, а решали вопрос в течении суток. Все будут счастливы, но нужно работать над этим вопросом.»

«Никто не поощряет добросовестных заказчиков. Недобросовестных наказывают, а вот те, кто выполняют свою работу, остаются в стороне. Нужно создать рейтинг таких компаний, ведь это дополнительный стимул.»

 

Катамадзе Анна, заместитель руководителя Федерального казначейства

«С 1 июля мы запускаем сервис электронного актирования. Это единственный элемент, который сейчас не прорабатывается в цифре, только на бумаге. То есть мы оцифровываем всю информацию, а в конце опять возвращаемся к бумаге. Этим летом этот вопрос будет решаться иначе.»

 

Калинин Александр, Опора России

 «Мы говорим о том, что сделали много всего в электронном виде, но «самолёт» – то всё ещё не летит. В ходе работы всплывает огромное количество пробелов.»

«Не может малое предприятие эффективно добиваться расчётов по своим осуществлённым поставкам, но они могут прибегнуть к факторингу. Но это не выход.»

«Мы уделяем огромное внимание экспорту. Благодаря экспорту у вас появляется стимул повышать уровень продукции до мировых стандартов. Нужно стоять на двух ногах. Одна – внутренний рынок, другая – экспорт.»


Дата публикации: 05 апреля, 2019 [16:28]
Дата изменения: 07 июня, 2019 [11:39]
← Вернуться

Изображения


Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Яндекс.Метрика