Главная »  Новости »  В разделе Регулирование контрактной системы в сфере закупок пополнен подраздел «Вопрос-ответ» (источник http://roszakupki.ru/)

[Версия для печати]

Вопрос: Вправе ли участник закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе представить лицензию своего субподрядчика при том, что всю ответственность за выполнение работ таким субподрядчиком будет нести участник закупки, который подает заявку на участие в электронном аукционе?

Ответ: Положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что именно участник закупки, а не третье лицо (субподрядчик), должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

Таким образом, Законом о контрактной системе установлено требование о необходимости наличия лицензии непосредственно у участника закупки, в связи с чем предоставление лицензии субподрядчика (соисполнителя) не будет соответствовать требованиям Закона о контрактной системе. При этом возможность привлечения к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) не исключает необходимости наличия требуемой лицензии непосредственно у участника закупки.

Вопрос: Заказчиком уровня субъекта Российской Федерации в конце года расторгнут контракт. Необходимо ли в обязательном порядке в таком случае вносить изменения в план-график, меняя сумму контракта, и если да, то какое основание для изменения плана-графика необходимо выбрать в данном случае?

Ответ: План-график содержит сведения о планируемой цене закупки в разрезе двух показателей: начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта при закупке у единственного поставщика) и планируемые платежи. Оба показателя являются плановыми. Корректировка показателя «начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта при закупке у единственного поставщика)» после заключения контракта невозможна в силу функционала ЕИС.

Подпунктом «г» пункта 10 требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 554, предусмотрена необходимость корректировки «планируемых платежей» плана-графика при наличии образовавшейся экономии от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно части 5 статьи 21 Закона о контрактной системе порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 554, т.е. на уровне каждого субъекта Российской Федерации может быть установлен свой порядок.

При этом большинство субъектов Российской Федерации при утверждении указанных порядков в части оснований для внесения изменений в планы-графики предусмотрели такие же основания, как предусмотрены для федеральных заказчиков постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 553, именно корректировка «планируемых платежей» (подпункт «г» пункта 8 требований) производится только в случае необходимости использования полученной экономии.

Таким образом, если заказчик решил в конце года потратить эту экономию, то корректировка платежей по расторгнутому контракту необходима. Если же необходимости потратить экономию нет, то проводить корректировку заказчик не обязан.

При этом на уровне субъекта Российской Федерации может быть утвержден порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков, предусматривающий иные основания для внесения изменений в план-график, поэтому заказчику необходимо внимательно изучить нормативные акты своего субъекта, касающиеся порядка формирования плана-графика, и вносить изменения в план-график в соответствии с основаниями, предусмотренными в них.

Вопрос: Вправе ли заказчик при исполнении контракта увеличить стоимость контракта на 10% от его цены при условии, что объем работ по контракту будет увеличен на объем дополнительных работ, которые изначально отсутствовали в смете такого контракта, но необходимость их проведения была выявлена в процессе исполнения такого контракта?

Ответ: Статья 95 Закона о контрактной системе, определяющая условия контракта, которые заказчик вправе изменять при его исполнении при возникновении тех или иных случаев, не допускает изменения состава и видов работ, выполнение которых предусмотрено контрактом, из чего следует, что заказчик вправе увеличивать или уменьшать объемы только тех работ, которые предусмотрены контрактом.

В случае, если возникла необходимость в выполнении работ, которые изначально не были предусмотрены в контракте, заказчик должен осуществить отдельную закупку таких работ, заключив при этом отдельный контракт.

Аналогичное мнение неоднократно высказывали федеральные органы исполнительной власти по регулированию контрактной системы: Минфин России в письме от 26.09.2017 г. № 24-03-08/62479, Минэкономразвития России в письмах от 07.12.2016 г. № Д28и-3208, от 16.12.2016 г. № Д28и-3541, от 18.08.2015 г. № Д28и-2497, от 06.03.2015 г. № Д28и-561.

В то же время, в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации  28.06.2017 г. отмечено, что с учетом специфики строительных работ допускается увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту на дополнительные работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

Таким образом, увеличение на объем дополнительных работ, которые изначально отсутствовали в контракте, не рекомендуется, как несоответствующее статье 95 Закона о контрактной системе.

Однако с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации в исключительных случаях такое увеличение может быть признано допустимым в части работ, невыполнение которых грозит годности и прочности результата работ.

Вопрос: Заказчик осуществляет закупку работ по проведению капитального ремонта, при выполнении которых используются товары, указанные в приложении к приказу Минфина РФ от 04.06.2018 г. № 126н, а также в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 г. № 968 (далее – Приказ № 126н и Постановление № 968). Должен ли заказчик в извещении и в документации о проведении такой закупки устанавливать условия и ограничения допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе применительно к таким товарам?

Ответ: Ограничение допуска, установленное Постановлением № 968, применяется при закупках товаров, включенных в утвержденный указанным постановлением перечень.

Условия допуска, установленные Приказом № 126н, применяются при закупках товаров, указанных в приложении к данному приказу. О том, что указанные условия и ограничения допуска должны применяться также при закупке работ или услуг, при выполнении или оказании которых используются товары, указанные в Постановлении № 968 и Приказе № 126н, ни в одном из перечисленных актов не указано, в связи с чем они при закупках работ, услуг не применяются.

Вопрос: Вправе ли заказчик, являющийся казенным учреждением, работающим в области культуры, заключать контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму до 400 тыс. рублей в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе?

Ответ: Да, если уставными целями деятельности такого учреждения являются какие-либо из прямо поименованных в пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, либо оно является: зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком, ландшафтным парком, театром, учреждением, осуществляющим концертную деятельность, телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, библиотекой или архивом.

Вопрос: Участник закупки при проведении электронного аукциона с НМЦК менее 15 млн. рублей снизил цену контракта более чем на 25% по отношению к НМЦК. В качестве антидемпинговых мер такой участник планирует только подтвердить свою добросовестность, но при этом обеспечение исполнения контракта предоставлять не будет. Будут ли являться такие действия участника закупки соответствующими нормам Закона о контрактной системе?

Ответ: Предоставление антидемпинговых мер регулируется положениями части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе. Федеральным законом от 27.12.2018 г. № 502-ФЗ в данную норму внесены изменения, которые позволили исправить формулировки в правилах применения антидемпинговых мер при закупках с НМЦК не более 15 млн. рублей. Теперь в части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе прописано однозначно: победитель обязан либо предоставить обеспечение исполнения контракта в «полуторном» размере, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), либо одновременно предоставить обеспечение исполнения контракта в «стандартном» размере, установленном в документации о закупке, и предоставить информацию в подтверждение своей добросовестности. С учетом указанных изменений, участник, который при проведении электронного аукциона с НМЦК менее 15 млн. рублей снизил цену контракта на 25% и более по отношению к НМЦК, в случае, если он желает в качестве антидемпинговых мер предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность, обязан также одновременно предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, установленном в документации о закупке.

Вопрос: Обязан ли заказчик по контракту, заключенному до 27.12.2018 г. по результатам несостоявшегося электронного аукциона (по пункту 25.1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе), исполнение и приемка товаров по которому будут происходить в 2019 году, при приемке проводить «внешнюю» экспертизу?

Ответ: Федеральным законом от 27.12.2018 г. № 502-ФЗ внесены изменения в пункт 1 части 4 статьи 94 Закона о контрактной системе, которыми с 27.12.2018 г. отменено обязательное проведение так называемой «внешней» экспертизы, когда заказчик должен нанимать сторонних экспертов или экспертные организации для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по контрактам, заключенным по результатам несостоявшихся электронных процедур.

Несмотря на то что контракт заключен до даты вступления изменений в силу, обязанность по приемке товара и проведению экспертизы возникает после указанной даты, в связи с чем по такому контракту проведение «внешней» экспертизы не требуется.

Вопрос: Вправе ли государственное бюджетное учреждение, которое также участвует в закупках по Закону о контрактной системе как участник закупки, открывать в установленных банках специальные счета для внесения обеспечения заявки на участие в электронных закупках?

Ответ: В соответствии с изменениями в части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе, вступившими в силу с 27.12.2018 г. (Федеральный закон № 502-ФЗ), от обязанности предоставлять обеспечение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) теперь освобождены помимо казенных учреждений, как было до внесения изменений, все государственные и муниципальные учреждения, к которым относятся, в том числе и бюджетные учреждения.

Таким образом у бюджетных учреждений, участвующих в закупках в качестве участников, нет необходимости открывать специальные счета.


Дата публикации: 11 февраля, 2019 [17:24]
Дата изменения: 12 февраля, 2019 [11:51]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Яндекс.Метрика