Обращение

Обращение начальника Главного контрольного управления Челябинской области Дмитрия Агеева к посетителям сайта

Уважаемые посетители сайта!

Добро пожаловать на страницы официального Интернет-представительства Главного контрольного управления Челябинской области.

Вы найдете здесь полную и достоверную информацию о деятельности Главного контрольного управления Челябинской области, а также можете направить свое обращение через интернет-приемную.

 

Календарь публикаций

Поиск

Горячая линия

Телефоны для консультаций и приема сообщений:

(351)  737-02-79 - для приема сообщений о фактах нарушения трудового, налогового и бюджетного законодательства РФ, а также антикоррупционного просвещения (454091 г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, gku@gov74.ru)

   

Телефон – доверия («горячая линия»)» по приёму информации о фактах коррупции в органах исполнительной власти Челябинской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области

Голосование

Нашли ли Вы полезную информацию по интересующим Вас вопросам на нашем сайте?




[Версия для печати]

«ГСМ и формула цены. Как применять Правительства РФ от 13.01.2014 г. № 19?»

С 11 апреля 2018 года постановление Правительства Российской Федерации        от 13.01.2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» (далее – Постановление № 19) вступило в силу в измененной редакции: при закупке топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин (то есть весь код ОКПД2 19.20.21) заказчику в контракте вместо указания на то, что цена контракта является твердой, необходимо указать формулу цены и максимальное значение цены контракта. При этом само Постановление № 19 никакой формулы не предусматривает и каких-либо подходов к ее формированию не предлагает.

Вопросов, как обычно у всех заказчиков, два: что делать и что будет, если не сделать?

Прописывать формулу цены и устанавливать максимальное значение цены контракта в контракте необходимо, так как Постановление № 19 выбор заказчику не предоставляет. По этому вопросу сформировалась обширная практика привлечения заказчиков к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП в отношении закупок услуг ОСАГО, которые также включены в Постановление № 19 (см. решения ФАС России от 04.04.2017 г. по делу № К-242/17, Нижегородского УФАС России от 30.06.2016 г. № 1167-ФАС52-КТ-50-09/06-16(374-ДР), Курганского УФАС России от 30.01.2017 г. по делу № 05-02/9-17 и др.).

Как Постановление № 19 исполнять? Из пояснительной записки к постановлению: указание формулы цены и максимального значения цены «обеспечит прозрачный расчет цены одного литра (килограмма) топлива, поскольку формульное ценообразование позволит учитывать сезонные колебания цены одного литра (килограмма) топлива, что, в свою очередь, позволит достичь положительного экономического эффекта, в особенности при заключении долгосрочных контрактов».

То есть законодатель хотел учесть риски изменения цены при исполнении долгосрочных договоров, предусмотрев формулу расчета цены единицы продукции. Этот подход весьма целесообразен, когда, например, топливо закупается большими объемами у единственного поставщика по пункту 2 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но пояснительная записка была на стадии проекта и в утвержденном постановлении отражение не получила.

При этом, как обычно, законодатель не учел ряд важных аспектов.

В данной редакции Постановления № 19 заказчик обязан указать формулу цены контракта и максимальное значение цены контракта независимо от условий закупки.

Не всегда закупки ГСМ – это долгосрочный контракт, иногда есть потребность купить тонну бензина по фиксированной цене с поставкой «завтра», а когда-то необходима заправка на АЗС по картам в течение квартала.

При этом поставка ГСМ – это обычный случай закупки, когда заказчик   обязан указать закупаемое количество товара и рассчитать начальную (максимальную)  цену контракта (далее – НМЦК) в стандартном формате     НМЦК = цена единицы * количество.

Кроме того, заказчик должен провести электронный аукцион или котировку, где торгуется также НМЦК. А вот на стадии заключения договора появляется максимальное значение цены контракта, которое в силу статьи 70 или статьи 78 Федерального закона № 44-ФЗ однозначно не может быть больше предложения победителя закупки.

Вариантов исполнения требований Постановления № 19 может быть несколько:

1. «Исполняем требования постановления». Нужна формула – будет формула, результат не важен.

Есть потребность купить 3 вида топлива АИ 95, АИ 92 и ДТ в фиксированном объеме с заправкой через АЗС. Стандартно рассчитываем НМЦК   (количество топлива * цена литра), торгуем электронный аукцион.

Значение цены заявки победителя определяем как максимальное значение цены контракта, а формула в контракте следующая:

2. Вариант с переменной ценой или объемом – снижает риск закупки по завышенной «сторгованной» цене по отношению к текущим ценам на АЗС.

При той же потребности мы торгуем электронный аукцион на тех же условиях, при этом в проекте договора максимальным значением цены контракта будет предложение заявки победителя, а вот формула будет предполагать, что цена единицы топлива определяется не как фиксированная из спецификации по контракту, а как значение фактической отпускной цены на АЗС на дату заправки.

При этом чтобы избежать риска завышения цены и, как следствие, невозможности выбрать планируемый объем топлива, возможно сделать оговорку, что цена за литр не должна превышать цену единицы топлива, определенную в ходе аукциона.

3. Вариант «Торгуем скидку» – экономически очень интересен.

При той же потребности заказчик стандартно проводит аукцион с целью определения не значения максимальной цены договора = предложение в заявке победителя, а определения размера скидки применяемого к текущей цене топлива на АЗС.

То есть фактически коэффициент снижения, как отношение цены победителя к НМЦК, дает возможность заказчику зафиксировать размер скидки от отпускной цены на АЗС.

Максимальным значением цены в данном случае будет НМЦК (и здесь заказчику придется хорошо подумать и, видимо, схитрить, используя часть 18  статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ), потому что законодатель разделил понятия НМЦК и максимальная цена контракта для Постановления № 19. В таком случае формула цены может иметь вид:

Безусловно, возможно предложить формулу, которая учитывала бы ценообразование одного литра (тонны) ГСМ с учетом себестоимости добычи, затрат на транспортировку и переработку, налогов, акцизов, затрат розничного отпуска и размера прибыли, можно попробовать учесть биржевые цены на нефтепродукты и сопутствующие расходы поставщика, но это достаточно трудоемкий путь, который заказчику придётся пройти еще на этапе определения НМЦК, что представляется весьма затруднительным, а в отдельных случаях невозможным.

В случаях применения формулы цены и максимального значения с «плавающей» ценой и объемами озадачивает вопрос внесения сведений о таких контрактах в реестр контрактов, где необходимо указать количество и цену единицы.

Для случаев применения Постановления № 19 реестр контрактов предусматривает возможность не указывать количество и единичную расценку, нажав кнопку «используется формула цены». В таком случае в реестре контрактов указывается формула цены и максимальное значение цены контракта.

В любом случае, чтобы получить задуманный Правительством России экономический эффект при закупках ГСМ необходимо не просто отдельное предложение в составе Постановления № 19, а принципиальные изменения в подходах к закупке ГСМ. Пока новыми изменениями добились только увеличения трудозатрат и страхов заказчиков быть оштрафованными.

Источник: «Вестник Института госзакупок», № 5 (45), май 2018.


Дата публикации: 10 мая, 2018 [10:23]
Дата изменения: 10 мая, 2018 [13:01]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Яндекс.Метрика