В разделе Регулирование контрактной системы в сфере закупок пополнен подраздел «Вопрос-ответ» (источник http://roszakupki.ru/)

06.06.2019

Вопрос: Вправе ли исполнитель сразу после заключения контракта изменить способ обеспечения исполнения контракта с денежных средств на банковскую гарантию, при том, что документы о приемке части обязательств по контракту еще не подписаны?

Ответ: Такая возможность появится только после 1 июля 2019 года в связи с тем, что в части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ после изменений, внесенных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 502-ФЗ, будет предусмотрено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта в ходе исполнения контракта.

В настоящее время изменение способа обеспечения исполнения контракта допускается только в случае, если участником предоставляется обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом.

Аналогичная позиция отражена в письмах Минфина России от 20.11.2017 г.№ 24-03-07/76797, от 01.09.2017 г. № 24-03-07/56246.

Вопрос: При осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на поставку товара заказчиком в извещении был указан конкретный товарный знак закупаемого товара, но при этом от участника закупки в заявке требовалось указать конкретные характеристики предлагаемого товара. Некоторые из участников такой закупки в своих заявках указывают товарный знак и конкретные характеристики товара, другие же просто дают согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением о проведении электронного запроса котировок с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. Должен ли заказчик отклонить тех участников, которые дают только согласие?

Ответ: В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 9 статьи 82.3 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном запросе котировок должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным извещением о проведении электронного запроса котировок, и указание на товарный знак (при наличии) только в случае отсутствия в извещении о проведении такого запроса котировок указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в извещении.

В случае, если участник предлагает к поставке товар, который полностью соответствует установленным заказчиком характеристикам товара и того же товарного знака, который предусмотрен в извещении о проведении такого запроса котировок, то ему достаточно дать согласие с применением программно-аппаратных средств электронной площадки, и заказчик не вправе отклонить такого участника закупки.

Вопрос: В связи с внесенными изменениями в Закон № 44-ФЗ обязан ли заказчик с 1 июля 2019 года устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении электронного аукциона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК), указанная в извещении о проведении такого аукциона, не превышает 5 млн. рублей?

Ответ: Частью 1 статьи 44 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что НМЦК превышает 5 млн. рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 г. № 439 утверждено значение НМЦК, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей. Указанные требования вступили в силу с 1 июля 2018 года и пока не предвидится их изменение.

Действительно, в связи с последними изменениями, внесенными в Закон № 44-ФЗ Федеральным законом  № 71-ФЗ от 01.05.2019 г.,  в  пункте 1 части  16 статьи  44  Закона  № 44-ФЗ уточнена сумма НМЦК, при которой размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5 до 1%.

Законодатель таким образом устранил несоответствие, которое требовало разъяснений со стороны регуляторов о том, в каком размере необходимо устанавливать требование к обеспечению заявки на участие в закупках, начальная (максимальная) цена контракта в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей.

Вопрос: В соответствии с дополнительными требованиями, установленными в пункте 6 приложения № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. № 99 (далее – Постановление № 99), вправе ли участник предоставить в качестве своего подтверждения соответствия данному требованию несколько контрактов, общая цена которых в сумме будет составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка?

Ответ: Позиция регуляторов и контролеров по данному вопросу изложена в пункте 4 совместного письма Минэкономразвития России и ФАС России от 28.08.2015 г. № 23275-ЕЕ/Д28и, № АЦ/45739/15: «… документом, подтверждающим соответствие указанному дополнительному требованию, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением».

Аналогичные разъяснения также приведены в письмах Минфина России от 19.06.2017 г. № 24-01-09/38132, Минэкономразвития России от 21.04.2017 № ОГ-Д28-4978, от 27.03.2017 г. № Д28и-1433.

Участник в подтверждение своего соответствия указанным требованиям должен приложить как минимум один контракт, соответствующий всем требованиям пункта 6 приложения № 2 к Постановлению № 99.

При этом следует отметить, что после того, как в 2017 году в Постановление № 99 были внесены соответствующие изменения, наличие опыта по поставке продуктов питания или по организации питания может подтверждаться как контрактом, заключенным на основании Закона № 44-ФЗ, так и договором, заключенным на основании Закона № 223-ФЗ.

Вопрос: В связи с внесенными в Закон № 44-ФЗ изменениями обязаны ли заказчики размещать в ЕИС отчет, содержащий информацию о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге?

Ответ: Обязанность составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта, в том числе о результатах отдельного этапа исполнения контракта в определенных случаях, отменена с 12.05.2019 г.

На основании изложенного подготовка и размещение в ЕИС отчета об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения с 12.05.2019 г. не требуется, в том числе при исполнении контрактов, заключенных до 12.05.2019 г., а также контрактов, заключенных по результатам закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до 12.05.2019 г. либо приглашения принять участие в которых направлены до 12.05.2019 г.

Вопрос: Какая ответственность грозит поставщику в случае, если он подпишет контракт с бюджетным учреждением за пределами двадцатидневного срока, предусмотренного части 4 статьи 528 ГК РФ?

Ответ: Законом № 44-ФЗ установлены специальные сроки подписания проекта контракта победителем применительно к конкретным способам закупки.

При соблюдении поставщиком сроков подписания проекта договора, предусмотренных законодательством о контрактной системе, нарушение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 528 ГК РФ, не влечет ответственности для поставщика.

В свою очередь, признание поставщика уклонившимся от заключения контракта в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, помимо включения в реестр недобросовестных поставщиков, может повлечь и привлечение к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ.

Вопрос: Должен ли заказчик указывать в извещении размер аванса, выплата которого предусмотрена условиями контракта?

Ответ: У заказчика появится обязанность указывать в извещении о закупке информацию о размере аванса в случае, если выплата аванса предусмотрена условиями контракта, только с 1 октября 2019 года.

Статья 42 Закона № 44-ФЗ Федеральным законом № 71-ФЗ от 01.05.2019 г. дополнена частью 12, содержащей такую обязанность.

Соответствующие изменения внесены также в пункт 1 части 13 статьи  34  Закона  № 44-ФЗ, в котором с указанной даты будет предусмотрено, что в случае, если контрактом установлены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

До 1 октября 2019 года достаточно указывать условия оплаты, включая предусмотренный размер аванса, непосредственно в проекте контракта.

Вопрос: Действительно ли с 12 мая текущего года заказчики больше не обязаны при формировании плана-графика обосновывать начальную (максимальную) цену контракта в порядке, установленном статьей 22 Закона № 44-ФЗ?

Ответ: Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок до конца 2019 года осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу указанного закона.

То есть до конца 2019 года заказчики по-прежнему планируют закупки с использованием двух плановых документов: плана закупок и плана-графика, правила ведения которых установлены постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 552 и № 553 соответственно.

Согласно пункту 13 Правил ведения плана закупок и  пункту  11  Правил ведения  плана-графика указанные планы должны содержать приложения с обоснованием закупок, подготовленным в порядке, предусмотренном статьей 18 Закона № 44-ФЗ.

Следовательно, до конца 2019 года заказчики ведут план закупки и план-график, в которые включают обоснование объекта закупки, начальной (максимальной) цены контракта, способа закупки и дополнительных требований к участникам в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

При этом с 01.10.2019 г. статья 18 Закона № 44-ФЗ вступит в силу в новой редакции, которая не предусматривает обоснование закупок именно на стадии их планирования (часть 2 и часть 3 статьи 18 утратят силу), но применяться измененная редакция будет к осуществлению закупок с 01.01.2020 г.


дата создания: 06.06.2019 10:23, дата последнего изменения: 06.06.2019 10:42